Прокурорское вмешательство в сфере регионального нормотворчества способствовало восстановлению прав и законных интересов сибиряков

28.01.2019 15:19:52

Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе проанализирована практика прокурорского надзора за законностью в сфере регионального нормотворчества в округе в 2018 году. При увеличении более чем на 2 800 нормативных правовых актов (далее – акты), принятых органами государственной власти регионов округа, количество актов, оспоренных прокурорами, практически не изменилось. Основными причинами такого положения явились самостоятельная активная работа органов власти, а также участие на постоянной основе прокуроров в их правотворческой деятельности.

Прокуроры требовали от органов власти устранения нарушений земельного, жилищного, бюджетного, градостроительного законодательства, законодательства о здравоохранении, социальной защите инвалидов, противодействии коррупции, об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, охране окружающей среды и др.

Например, благодаря опротестованию прокурором Республики Хакасия отдельных норм Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом министерства социальной защиты республики без учета изменений, внесенных Правительством России, упрощена процедура получения социальной выплаты гражданами, относящимися к названной категории.

В Кемеровской области по требованию прокурора департамент охраны здоровья населения области отменил незаконный приказ от 08.06.2018, которым утверждался порядок обеспечения дорогостоящими лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе детей-инвалидов, отпускаемыми по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях, поскольку он был принят с превышением компетенции государственного органа.

Не соответствующие бюджетному законодательству, законодательству о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд региональные акты выявлялись прокурорами республик Алтай, Хакасия, Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Так, по протесту прокурора правительством Красноярского края приведены в соответствие с изменившимся законодательством требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения государственных нужд края.

Органы власти в Республике Тыва, Красноярском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях не принимали мер по своевременному приведению актов в соответствие с изменившимся федеральным законодательством о градостроительной деятельности.

Например, удовлетворен протест и.о. прокурора Новосибирской области, оспорившего закон о регулировании градостроительной деятельности в регионе, как не соответствовавший положениям Градостроительного кодекса РФ, поскольку он не предусматривал возможность проведения общественных обсуждений генеральных планов муниципальных образований Разработан проект закона о внесении необходимых изменений в областной закон.

Как и в предыдущие годы, практически повсеместно выявлялись многочисленные нарушения законодательства в нормативных актах, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора). Так, в Алтайском крае основанием для оспаривания семи административных регламентов органов исполнительной власти края явились изменения, внесенные в законы, касающиеся защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в части оснований для проведения внеплановых проверок, согласования с органами прокуратуры проведения контрольных закупок, обязанностей должностных лиц органа государственного контроля (надзора) при их проведении, внесения сведений о таких закупках в   единый реестр проверок и т.д.

По результатам обобщения управлением готовится обзор практики прокурорского надзора для прокуроров в целях принятия ими мер по совершенствованию организации работы.

 

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

 

другие новости