В Сибири обобщены результаты прокурорского надзора за законностью региональных нормативных правовых актов

21.02.2017 17:13:22

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе обобщены результаты прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в округе.

Прокурорами в минувшем году оспорено 735 актов, больше всего в Омской и Иркутской областях. Оспаривались акты, противоречащие бюджетному, жилищному, градостроительному, трудовому законодательству, о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, здравоохранении, об административных правонарушениях, охране окружающей среды, в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и др.

Нарушения бюджетного законодательства и в сфере имущественных правоотношений выявлены прокурорами 9 из 12 регионов Сибири. Так, по протестам прокурора Омской области изменены 12 региональных актов, которыми утверждались порядки принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в областной бюджет без учета того, что законом определен исчерпывающий перечень случаев их признания таковыми.

В Республике Алтай, Забайкальском крае, Новосибирской, Омской, Томской областях прокуроры оспаривали акты, противоречащие законодательству о градостроительной деятельности. Так, Департаментом архитектуры и строительства Томской области по протестам прокурора внесены изменения в административные регламенты предоставления госуслуг по подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства и по подготовке и выдаче разрешений на их ввод в эксплуатацию, нормы которых не соответствовали изменившимся положениям Градостроительного кодекса РФ.

В большинстве регионов округа прокуроры принимали меры в целях устранения нарушений федерального законодательства в нормативных актах, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора).

Так, по требованию прокурора изменено постановление правительства Красноярского края, которым утвержден порядок осуществления регионального государственного экологического надзора в крае, не предусматривавший участие органов прокуратуры в формировании ежегодных планов проведения плановых проверок органов государственной власти региона.

Прокуроры Кемеровской, Томской областей принимали меры по приведению в соответствие с федеральным законодательством программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам на территории субъектов Российской Федерации на 2016 год, поскольку они устанавливали нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В Республике Бурятия, Алтайском крае, Кемеровской, Омской областях региональные акты противоречили федеральному законодательству об административных правонарушениях. Так, прокурором Республики Бурятия оспорены отдельные нормы закона республики об административных правонарушениях, устанавливавшие ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических и ветеринарных норм и правил выпаса скота и содержания домашней птицы с нарушением компетенции субъекта Российской Федерации.

Прокурорами в органы законодательной власти субъектов Российской Федерации направлено 368 заключений о несоответствии законопроектов федеральному законодательству. Эффективной данная работа была в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Иркутской, Омской областях, где все направленные прокурорами замечания учтены представительными органами. Например, с учетом замечаний прокуратуры Республики Бурятия доработан проект закона о внесении изменения в Закон Республики Бурятия «О земле», из текста которого исключены нормы о принудительном изъятии земельных участков из земель сельхозназначения, регулирование которых относится к компетенции федерального законодателя.

Основными причинами нарушений федерального законодательства в указанной сфере являются: несвоевременный мониторинг федерального законодательства и практики правоприменения; затягивание процесса подготовки и согласования проектов актов о внесении изменений в акты, вступившие в противоречие с изменившимися федеральным законодательством; недостаточная квалификация специалистов, осуществляющих их подготовку; игнорирование замечаний органов прокуратуры на проекты нормативных правовых актов. Так, в Красноярском крае в 2016 г. суд удовлетворил два заявления прокуратуры об оспаривании отдельных положений норм краевых законов, принятых без учета замечаний прокуратуры на их проекты.

Работа органов прокуратуры в сфере регионального нормотворчества будет продолжена в текущем году.

 

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

другие новости