ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о патриотическом воспитании несовершеннолетних и молодежи»

25.04.2019 11:13:23

Уважаемые участники и гости!

Вопросу патриотического воспитания на государственном уровне уделяется особое внимание.

Отсутствие четких положительных ориентиров для молодого поколения может привести к серьезным проблемам.

Ситуация в области патриотического воспитания и гражданского образования как в крае, так и в целом в стране характеризуется рядом негативных тенденций:

- низкий уровень знаний истории Отечества,

- отсутствие эффективной системы допризывной подготовки,

- отсутствие оптимальных условий для формирования у граждан активной гражданской позиции.

За последние годы в России предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания молодёжи.

В течение 2001-2015 годов в Российской Федерации реализованы 3 государственные программы, направленные на укрепление и развитие системы патриотического воспитания граждан.

В настоящее время реализуется федеральная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Основными задачами Программы являются:

- развитие гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи,

- укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах,

- формирование у подрастающего поколения глубокого уважения и почитания к Государственным флагу, гимну Российской Федерации, символам и памятникам Отечества.

В соответствии с Федеральной программой практически во всех субъектах Российской Федерации мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных организаций и их физическому развитию преимущественно включены в различные региональные программы.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о патриотическом воспитании граждан. В Красноярском крае такого закона нет, что препятствует эффективному выполнению соответствующих мероприятий в данной сфере.

Краевым агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития своевременных и достаточных мер по реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания не принимается.

Организованная Агентством и реализуемая в регионе деятельность по патриотическому воспитанию, не предусматривает координации действий военных комиссариатов, бизнес-сообщества и общественно-профессиональных организаций.

Эксперты, специализирующиеся на вопросах патриотического воспитания граждан, к реализации государственных краевых программ  в части исполнения мероприятий по патриотическому воспитанию, не привлекаются.

Недостаточно внимания уделяется роли семьи, государства и институтов гражданского общества в формировании патриотического сознания молодежи.

Проведенный анализ реализуемых мероприятий подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» государственной программы  «Молодежь Красноярского края в 21 веке» свидетельствует о неравномерности и непрозрачности расходуемых агентством  средств краевого бюджета.

Ежегодно победителям конкурса муниципальных молодежных клубов агентством выделяются средства на обновление материально-технической базы.

Вместе с тем при оценке заявок на участие в конкурсе имеет значение предлагаемый молодежным клубом механизм вовлечения молодежи. Фактическая его реализация, а также процент роста числа подростков, посещающих мероприятия по патриотическому воспитанию, при отборе победителей вообще не учитываются.

В результате, ни в 2017, ни в 2018 году меры поддержки на развитие патриотического воспитания в рамках государственной программы «Молодежь Красноярского   края в XXI веке» не получили 13 муниципальных образований  (г. Игарка, Емельяновкий, Партизанский, Боготольский, Эвенкийский, Пировский, Козульский, Большеулуйский, Тасеевский, Бирилюсский, Казачинский, Кежемский и Мотыгинский районы).

Более того, Программа рассчитана на вовлечение в деятельность по патриотическому воспитанию здоровых, целеустремленных и креативных представителей молодежи, а также проживающих в муниципальных образованиях с заинтересованными и такими же креативными главами органов местного самоуправления.

При этом дети из неблагополучных семей, наиболее нуждающиеся в правильном жизненном ориентире, социальной интеграции, признании и востребованности их со стороны общества, а также проживающие в муниципальных образованиях с безынициативными главами, как правило, «остаются за бортом» выработанного агентством молодежной политики жестко-конкурентного подхода.

Таким образом, имеющаяся подпрограмма патриотического воспитания в крае требует существенной доработки, поскольку не позволяет вовлечь в деятельность по патриотическому воспитанию малолетних детей, правосознание и ответственность перед обществом и государством которых еще только формируется, детей, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, а также взрослых работающих жителей края.

Краевая программа «Молодежь Красноярского края вXXI веке» ориентирована лишь на представителей уже мотивированной молодежи, и не несет социальную нагрузку.

В рамках подготовки к Форуму прокуратурой края разработан проект регионального закона «О патриотическом воспитании», который планируется обсудить на дискуссионных площадках с представителями органов исполнительной власти края и общественности.

Как свидетельствует анализ состояния законности в сфере патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи, многие из мероприятий, предусмотренных федеральной Программой, на территории края не реализуются.   

В регионе осуществляет деятельность лишь один Центр допризывной подготовки граждан к военной службе.

Наибольшую роль в военно-патриотическом воспитании молодежи играет центр общественного движения «Юнармия», насчитывающий более 5 тысяч участников.

Однако в условиях отсутствия краевого закона о патриотическом воспитании уровень взаимодействия между «Юнармией» и органами местного самоуправления зависит от личной инициативы руководителей движения.   

Как следствие -  региональное отделение «Юнармии» занимает лишь 50-е место среди регионов России по количеству участников. 

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, ориентированном на личностные интересы, потребности и способности ребенка.

Эффективными формами работы с молодежью допризывного возраста является организация работы оборонно-спортивных лагерей.

Вместе с тем на территории края функционирует лишь один такой лагерь (в Емельяновском районе) и его деятельность сведена к проведению в летний период сборов с учащимися старших классов.

Остается актуальной проблема позднего выявления и лечения имеющихся у молодых людей заболеваний. Ежегодно около двух тысяч юношей признаются непригодными к службе в армии.

Не искоренена в молодежной среде проблема употребления наркотиков и алкоголя. По официальным данным, в прошедшем году 43 подростка младше 18 лет были признаны наркоманами, один умер от передозировки. 

Гарантированным способом профилактики наркомании и совершения правонарушений среди детей и молодежи является их вовлечение в занятие физической культурой и спортом, организация их духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Вместе с тем проведенные прокурорами проверки свидетельствуют о распространенности нарушений требований ст. 28 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», возлагающей на образовательные учреждения обязанность по обеспечению учащихся необходимым спортивным инвентарем и оборудованием. Такие нарушения закона выявлены прокурорами 18 районов и городов края.

Так, с 2017 года в Кежемском районе фактически прекратила деятельность муниципальная спортивная школа по биатлону. Причина - изъятие сотрудниками полиции в спортивной школе нарезного оружия марки «Биатлон», в связи с отсутствием специально оборудованной комнаты для хранения оружия.

Лишь после вмешательства органов прокуратуры администрацией района приняты меры к устранению нарушений законодательства об оружии.

Учащиеся муниципальной спортивной школы в Каратузском районе вынуждены самостоятельно приобретать для занятий лыжными гонками, биатлоном, рукопашным боем спортивный инвентарь, в связи с его отсутствием в школе.

В Мотыгинском районе администрацией в течение 5 лет не выделялись  денежные средства для приобретения спортивного инвентаря девяти  общеобразовательным  школам района. 

В муниципальной школе Рыбинского района имеющийся в наличии спортивный инвентарь, предназначенный для проведения занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вместо грамотного использования, хранился на складе.

Помимо ненадлежащего оснащения образовательной и спортивной деятельности, многочисленные нарушения требований законодательства о безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства при проведении занятий по физической культуре, спортивных секций выявлены в Советском, Свердловском районах г. Красноярска, Балахтинском, Боготольском, Ермаковском, Козульском и других районах края.

До настоящего времени не решена проблема оснащенности спортивными залами образовательных учреждений ряда районов края. Спортивные залы отсутствуют в 101общеобразовательной школе.

Уроки физической культуры в таких учреждениях проводятся в приспособленных помещениях либо на спортивных объектах других образовательных организаций.

Наряду с необходимостью создания несовершеннолетним  надлежащих условий для занятия спортом, следует обеспечить контроль за содержанием предоставляемых детям образовательных и иных услуг, обеспечить безопасность жизни и здоровья детей, пресекать факты их вовлечения в противоправную деятельность. А такие факты имеют место.

Так, в январе текущего года ГСУ СК России по краю в отношении преподавателя «Ужурского центра дополнительного образования» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и оправдание терроризма). Преподаватель проводил для группы детей так называемые «уроки мужества». В ходе обыска по месту его жительства обнаружено незаконно хранившееся огнестрельное оружие. В настоящее время расследование уголовного дела завершено.

Многочисленные нарушения законодательства об образовании, физической культуре и спорте допускаются органами местного самоуправления, органами управления образования, а также образовательными организациями.

Необходимые меры к созданию надлежащих условий  для занятий физической культурой и спортом, популяризации среди подростков и молодежи идеи здорового образа жизни не принимаются, полномочия по организации физкультурно-спортивной работы не реализуются, календарные планы физкультурных мероприятий не разрабатываются, имеет место  формальный подход к вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. 

В ряде случаев отсутствие должного контроля в данной сфере создает благоприятные условия для злоупотребления «нечистых на руку сотрудников».

В декабре прошлого года в Ирбейскомрайоне осужден за мошенничество директор муниципального «Молодежного дома культуры», который посредством заключения фиктивных муниципальных контрактов похитил около 200 тыс. рублей бюджетных средств, выделенных на развитие военно-патриотического воспитания молодежи на территории района. 

Важнейшую роль в воспитании у несовершеннолетних и молодежи любви к Родине, в формировании уважения к истории России играет сохранение памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Пример уважительного и бережного отношения и сохранения в достойном состоянии памятников, посвященных Великой Отечественной войне и ее героям, играет неоценимую роль в развитии у несовершеннолетних чувства патриотизма.

Вместе с тем органами местного самоуправления обязанность по сохранению этих памятников в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне исполняется ненадлежащим образом.

Факты нахождения памятников в ненадлежащем, а зачастую и вовсе бесхозяйном состоянии, выявлены прокурорами в Богучанском, Большемуртинском, Иланском, Казачинском, Каратузском, Козульском районах, а также в краевом центре.

К примеру, все 7 расположенных на территории Свердловского района г.Красноярска памятников, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., находятся в ненадлежащем техническом состоянии и требуют ремонта, на что главе районной администрации указано прокурором во внесенном представлении.

Не в полной мере используется имеющийся на территории края значительный потенциал городских и сельских музеев и библиотек, детских учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, молодежных патриотических организаций.

В регионе действует крупная сеть библиотечного обслуживания населения. На базе городских и сельских библиотек проводится работа, направленная на патриотическое воспитание несовершеннолетних и молодежи, ведется пропаганда здорового образа жизни. В большинстве муниципальных библиотек для несовершеннолетних имеется возможность доступа к ресурсам сети Интернет.

В то же время денежные средства на приобретение литературы, способной оказать влияние на формирование высоко нравственных и патриотических качеств молодых людей, выделяются в недостаточном размере, обеспечение библиотек образовательных учреждений литературой по военно-патриотическому воспитанию зачастую осуществляется исключительно за счет внебюджетных средств.

Реализация органами власти, государственными и муниципальными образовательными, иными культурно-досуговыми учреждениями задач по формированию у несовершеннолетних правильных социально-нравственных ориентиров, укреплению их здоровья возможно только в условиях, при которых каждому подростку, независимо от его социального статуса и материального положения родителей будут предоставлены равные возможности получения  услуг в сферах детско-юношеского спорта, культуры и искусства.

Вместе с тем в образовательных учреждениях края выявлены локальные правовые акты, содержащие положения, ограничивающие право несовершеннолетних на доступ к образовательным услугам, а также не предусмотренные законом основания  отчисления детей из учреждений дополнительного образования (Балахтинский, Богучанский, Иланский, Мотыгинский, Новоселовский районы).

Наиболее эффективно подготовка обучающихся к военной службе реализуется в кадетских школах и казачьих кадетских корпусах. В Красноярском крае функционирует 8 таких образовательных организаций.

В остальных образовательных организациях преподавание начальной военной подготовки осуществляется на основании самостоятельно разрабатываемых образовательными организациями образовательных программ.

Несмотря на то, что федеральной программой прямо предусмотрена задача по развитию военно-патриотического воспитания граждан и укреплению престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, военные комиссариаты и воинские части не принимают участия во внеурочной деятельности обучающихся.

Практика шефства воинских частей над образовательными организациями в крае не распространена. Военные комиссариаты, а также расположенные в крае воинские части участия в комплектовании необходимым инвентарем и оборудованием образовательных организаций не принимают.

В целях изменения подобной ситуации,в рамках Форума, планируется заключение соглашений между командирами воинских частей, размещенных на территории гг. Ачинск, Дивногорск, Канск и ЗАТО Солнечный, с главами городских и районных администраций.

Проектами соглашений предусмотрено проведение регулярных экскурсий для учащихся школ в воинские части, а также передача воинскими частями в школы инвентаря и оборудования для использования при проведении занятий с детьми.

В рамках реализации концепции Пятого открытого форума, направленного на достижение практических результатов по патриотическому воспитанию несовершеннолетних и молодежи, прокуратурой края организовано проведение мероприятий, направленных на вовлечение детей в активную созидательную деятельность, занятие спортом, повышение в подростковой среде интереса к истории России, повышение престижа педагогической деятельности по патриотическому воспитанию.

Проведен конкурс детского рисунка «Я люблю Россию!». Участие в конкурсе приняли около 3 тыс. детей в возрасте от 5 до 13 лет. Лучшие работы выставлены на площадках форума.

В турнире по мини-футболу, посвященном 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. приняли участие 85 команд из 29 городов и районов края.

Результаты прокурорских проверок, проведенных в рамках подготовки к форуму, свидетельствуют об актуальности в регионе проблемы патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи.

Вместе с тем переломить сложившуюся ситуацию возможно лишь совместными усилиями государства, школы и семьи. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм.

Хочу закончить свое выступление словами Президента Российской Федерации В.В. Путина, который определяет патриотизм как «…чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа.  Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Благодарю за внимание.

 

другие новости