Сегодня прокурор края Савчин М.М. и его заместитель Карапетян С.Э. приняли участие в подведении итогов конкурса на лучшее сочинение-эссе, приуроченного к празднованию 25-летия со дня принятия Конституции РФ

12.12.2018 16:16:15

Сегодня в прокуратуре края состоялось подведение итогов конкурса, проведенного в преддверии празднования 25-летия со дня принятии Конституции Российской Федерации прокуратурой Красноярского края совместно с юридическим институтом Сибирского федерального университета, на лучшее сочинение-эссе среди студентов Юридического института Сибирского федерального университета, являющихся в том числе общественными помощниками прокуроров районов города Красноярска, обучающихся по магистерским программам: «Досудебное производство по уголовным делам», «Правосудие по уголовным делам», «Корпоративный юрист».

В подведении итогов конкурса приняли участие представители ЮИ СФУ: директор Шишко И.В., заведующий и доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Назаров А.Д. и Майорова Л.В., а также студенты, принимавшие участие в конкурсе.

Открыл мероприятие прокурор края Савчин М.М., который поздравил присутствующих с 25-летним юбилеем Конституции Российской Федерации, подчеркнув ее особенную значимость в жизни каждого гражданина России, рассказал о проведенном конкурсе, поблагодарив студентов за активное участие в нем.

Всего студентами подготовлено  26 работ на темы: «Конституция – основной Закон государства», «Главный Закон в нашей жизни», «Конституция – неотъемлемая часть нашей жизни» и «Прокурор – гарант Конституции РФ». Конкурсной комиссией, состоящей из представителей прокуратуры края и преподавателей Юридического института – членов Научно-консультативного совета при прокуратуре Красноярского края, по итогам изучения эссе, определены победители.

При оценивании работ учитывались творческий подход, содержательность, погружение в тему, юридическая грамотность, оценка места и роли прокуратуры в защите конституционных прав человека и гражданина, а также конституционных начал функционирования общества и государства.

Третье место присуждено  студенту 1 курса ЮИ СФУ (магистерская программа «Досудебное производство по уголовным делам»), являющемуся общественным помощником прокурора Советского района г. Красноярска Плоских Никите Дмитриевичу.

Второе место занял  студент 2 курса ЮИ СФУ (магистерская программа «Правосудие по уголовным делам») Костенко Дмитрий Сергеевич.

Победителями конкурса, занявшими 1 место, определены: Гришин Виктор Сергеевич - студент 2 курса ЮИ СФУ (магистерская программа «Правосудие по уголовным делам»), являющийся общественным помощником прокурора Свердловского района г. Красноярска, и Воробьев Дмитрий Алексеевич - студент 1 курса ЮИ СФУ (магистерская программа «Корпоративный юрист»), являющийся общественным помощником прокурора Железнодорожного района г. Красноярска.

Всем победителям конкурса прокурор края Савчин М.М. вручил грамоты и печатные издания Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Заместитель прокурора края Карапетян С.Э. ответил на интересующие участников вопросы.

Студентов также поздравили директор института Шишко И.В. и заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Назаров А.Д.

Встреча прошла в непринужденной обстановке, с выступлениями победителей конкурса о подготовленных эссе, интересными рассказами студентов о своей работе в качестве общественных помощников.

В завершении мероприятия  сделана памятная фотография.

Работы победителей размещены на сайте прокуратуры края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаем Вашему вниманию эссе победителей:

1 место:

ПРОКУРАТУРА – гарант Конституции Российской Федерации

На сегодняшний день определённые недостатки Конституции РФ очевидны. В их числе отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента, а также отсутствие определения статуса и полномочий прокуратуры [1, с. 101-102]. В контексте данного исследования особый интерес представляет проблема, связанная с неопределенностью статуса и полномочий прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, на протяжении последних 25 лет, фактически с момента принятия Конституции РФ не утихают споры о том, какими должны быть организационно и функционально органы отечественной прокуратуры, нужен ли им тот объем полномочий, которыми они обладают сейчас.

Принято считать, что историческое появление самой модели прокуратуры связано с развернувшимся в средневековой Европе противостоянием королевской и феодальной власти и принятием королем Филиппом IV Ордонанса от 25 марта 1302, учредившего прокуратуру в целях обеспечения посредством надзора исполнения воли монарха [2]. Становление российской прокуратуры не сводилось, однако, к транзитивным (рецепционным) процессам. Этот институт, как полагают исследователи, стал «результатом творчества Петра I и включал элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов и чисто русские изобретения» [3, с. 134]. При этом практически на всем протяжении без малого трехсотлетней истории вопросы, касающиеся места прокуратуры в системе российской государственности, постоянно были в центре острых дискуссий. Как следствие, правовой статус прокуратуры на разных исторических этапах менялся, имел определенную специфику.

Учрежденная в 1722 г. тремя петровскими указами прокуратура изначально была ориентирована прежде всего на надзорную деятельность, охватывающую различные сферы административного управления, а также Правительствующий сенат, являвшийся, по сути, высшим государственным органом [4].

Функция прокурорского надзора сохранилась и после включения прокуратуры в состав Министерства юстиции [5, с. 243-248]. Министр юстиции был по должности Генерал-прокурором. В этом, между прочим, историческое подтверждение возможности различных организационных моделей прокурорского надзора при его функциональной стабильности, включая разные варианты соотношения прокуратуры и органов юстиции, в том числе их объединение.

Концептуальный отход от петровской модели прокуратуры был связан с Судебной реформой 1864 г. Ориентация на «содействие интересам собственников посредством либерализации судебных учреждений» привела к ликвидации общенадзорной функции прокуратуры и сужению полномочий прокурора вне уголовной сферы [6, с. 281]. Прокуратура становится в основном органом уголовного преследования и поддержания обвинения в суде. Надзор же за рассмотрением гражданских дел приобрел ограниченный характер. По образному выражению С.М. Казанцева, прокурор «еще долго оставался «ходячим манекеном» в гражданском процессе». В своем биографическом очерке о Д.А. Ровинском, занимавшем одно время должность московского губернского прокурора, А.Ф. Кони, который оценивал Судебную реформу в целом весьма сочувственно, тем не менее крайне отрицательно отозвался об упразднении связанных с должностью прокурора, имевшей, по его словам, «огромное значение в нашем дореформенном строе», прав и обязанностей по надзору за ходом несудебных дел – назвал это «большой ошибкой» составителей Судебных уставов. Коснувшееся прокурора «совершенное изменение в характере деятельности», писал он, «быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, но и противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними потребностями нашего губернского строя».

Упраздненный институт общего прокурорского надзора был восстановлен спустя почти 60 лет уже в советский период. Первоначально он оформился в рамках вновь созданной в составе Народного комиссариата юстиции в 1922 году Государственной прокуратуры, на которую в качестве основной была возложена функция «надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений». Затем – в виде осуществляемого независимо от иных органов «высшего надзора за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР», что и нашло свое отражение в ст. 113 Конституции СССР от 05.12.1936.

Конституция СССР 1977 года, воспринявшая прежний подход к закреплению прокурорского надзора в формально-структурной взаимосвязи с юрисдикционными институтами, что отразилось в разделе VII «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор», а также дополнила характеристики прокурорского надзора прямым указанием на цели обеспечения с его помощью единообразного исполнения законов, а также подчеркнула его распространение в том числе на исполнительные и распорядительные органы местных Советов народных депутатов, колхозы, кооперативные и иные общественные организации (ст. 164). Аналогичные положения содержались в ст. 117 Конституции РСФСР от 21.01.1937 и ст. 176 Конституции РСФСР от 12.04.1978.

Развернувшиеся в конце 1980-х – начале 1990-х годов широкие преобразования и сопровождавшая их общественно-политическая дискуссия лишь подтвердили то обстоятельство, что едва ли в российской государственно-правовой истории найдется другая, наряду с прокуратурой, государственная структура, представления о которой были бы столь поляризованы. Надо признать, вопрос о прокуратуре в России всегда носил отнюдь не академический, а принципиальный социально-политический характер. И это не случайно, если иметь в виду, что сама сфера государственной контрольно-надзорной деятельности, в которую прокуратура активно вовлечена с момента ее создания, характеризуется, пожалуй, наиболее непосредственными и зримыми проявлениями коллизионной взаимосвязи ценностей власти и свободы, демократии и дисциплины.

Сейчас в Конституции РФ не закреплено четкое и ясное определение полномочий прокуратуры, но при этом место и роль прокуратуры в системе государственных органов имеет важнейшее значение для установления статуса системы органов прокуратуры, их организации и деятельности. В связи с этим дискуссии о месте прокуратуры, ее роли и функциях не утихают и сегодня, также нет однозначного ответа на вопрос относительно закрепления прокуратуры в системе государственно-правовых институтов и ее конституционно-правовом статусе.

Положения о прокуратуре нашли свое отражение в тексте Конституции РФ лишь в одной статье – ст. 129 Конституции РФ, расположенной в главе «Прокуратура и судебная власть». Необходимо отметить, что сегодня прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Из системного толкования норм Конституции РФ следует, что прокуратура не может быть отнесена ни к одной из ветвей власти и входить в их структуру. Прокуратура по своей государственно-правовой и политической природе является основным и важнейшим органом государственного надзора за исполнением законов на всей территории Российской Федерации [7]. Кроме того, вмешательство в законную деятельность органов прокуратуры, от кого бы оно не исходило и в какой бы форме не выражалось, недопустимо и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Такая недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора закреплена в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Таким образом, в настоящее время прокуратура РФ в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Прокуратура РФ занимает в системе государственной власти Российской Федерации самостоятельное и особое место, являясь при этом специфическим, особым и уникальным органом государственной власти, что позволяет ей успешно исполнять возложенные на нее задачи и функции по обеспечению законности и правопорядка в государстве. Помимо прочего, совокупность конституционных правовых норм о государственном механизме дает убедительное основание для вывода о том, что деятельность отечественной прокуратуры является существенным и необходимым элементом системы сдержек и противовесов, механизма, который способствует взаимодействию разделенных ветвей единой государственной власти в Российской Федерации, эффективным средством обеспечения функции Президента РФ, как главы государства и гаранта Конституции РФ, Правительства, высших законодательных органов и судебной власти.

Прокуратура как никакой иной орган власти взаимодействует с иными властными органами, выступает необходимым балансом, уравновешивающим другие ветви власти. В научной литературе неоднократно было отмечено, что три фундаментальные ветви власти необходимо дополнить инструментами контроля и сдерживания любой из них. В Российской Федерации эту важнейшую роль выполняют органы прокуратуры, которые обязаны выявлять и принимать меры к устранению любых нарушений законов, независимо от того, кто их допустил. К тому же это особенно актуально именно для Российской Федерации с ее обширной и бескрайней территорией, федеративным устройством, федерального и регионального законодательства, в условиях которой усиление прокурорского надзора представляется существенным фактором укрепления государственной целостности, эффективности защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.

В соответствии с ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Работу по осуществлению надзора, то есть по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и гражданина [8].

Помимо вышеперечисленного необходимо сказать о том, что на сегодняшний момент прокуратура является участником как конституционных, так и отраслевых правоотношений. Конституционные правоотношения, в первую очередь имеют своей целью – обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общества и государства, верховенства закона, соблюдения положения Конституции РФ, исполнение законов и укрепление законности на территории всей страны. На прокуратуру возложена реализация положений, закрепленных прежде всего в основном законе страны, обладающим высшей юридической силой – Конституции РФ, а также иных законах и нормативных правовых актах, действующих на территории Российской Федерации [9].

Сегодня прокуратура Российской Федерации выступает неотъемлемой и важнейшей частью государственного устройства, будучи гарантом соблюдения Конституции РФ и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. В современных реалиях прокуратура является универсальным органом надзора за исполнением Конституции Российской Федерации и принятых в ее исполнение законов, гарантом которой является Президент страны. В этой связи расширение полномочий Главы государства в вопросах выбора основных должностных лиц прокуратуры страны и прокуроров субъектов, осуществляющих надзорные функции на местах, является логичным следствием проводимой Президентом политики укрепления экономической, социальной и политической стабильности.

Прокуратура РФ призвана быть важнейшим инструментом в системе сдержек и противовесов других ветвей власти. Кроме того, прокуратура должна способствовать согласованности, скоординированности действий властей, уравновешивать их, чтобы ни одна из ветвей власти не могла возвышаться над другими либо подавлять их. Различные способы осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единства властей и существующего баланса сдержек и противовесов. Именно органы прокуратуры с учетом их целей, задач, функций и полномочий при осуществлении надзорной деятельности призваны обеспечивать такое единство.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. «Буква и дух Конституции» Валерий Зорькин – о тревожных призывах к кардинальным конституционным реформам [Электронный ресурс]: // Российская газета (RGRU) – https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html;

2. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 101-102;

3. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. С. 134;

4. Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян «Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики» [Электронный ресурс]: // Справочно – правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

5. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. 27 (1802 - 1803). СПб., 1830. № 20406. С. 243-248;

6. Уортман Р. Властители и судии. Развитие правового сознания императорской России. М., 2004. С. 281;

7. Т.Н. Воробьев «Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // Справочно – правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

8. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // Справочно – правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

9. А.Ю. Ульянов«Конституционное назначение и функции прокуратуры» [Электронный ресурс]: // Справочно – правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

                        

                                                                                                    Виктор Гришин

1 место:

                          

Эссе на тему: «Прокурор – гарант Конституции»

– А разве можно назвать прокурора гарантом Конституции? – спросил друг.

– Конечно, еще как можно! – твердо воскликнул Я.

Этот занятный диалог произошел между мной и товарищем, когда мы узнали о предстоящем конкурсе.

Является ли прокурор гарантом Конституции? В чем заключается его роль? Насколько она весомая?

Цель данного эссе – дать аргументированный ответ на поставленные вопросы. Прежде чем перейти к основной части, определимся с тем, что такое Конституция.

Хочу отметить, что наш законодатель не дает легальной дефиниции. В моем понимании, Конституция – это основной закон государства, принятый в особом порядке, который обладает наивысшей юридической силой и регулирует важнейшие принципы и институты общественного и государственного строя.

Важнейший для Российской Федерации законодательный акт принят 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании, когда на вопрос: «Принимаете ли Вы Конституцию» 32 миллиона 937 тысяч 630 наших соотечественников решительно ответили «Да».

Конституция гласит, что Президент Российской Федерации признается ее гарантом. Но что следует понимать под гарантом? Обратимся к семантике этого слова. В толковом словаре Ожегова сказано следующее: «Гарант – это тот, кто обеспечивает осуществление, исполнение чего-либо».

Бесспорно, в нашей стране Президент играет огромную роль. Сложно недооценить значимость его функций, при этом мне представляется справедливым установить статус гаранта также и за прокурором.

Если первая российская Конституция создана в 1918 году, то прокуратура появилась значительно раньше. 12 января 1722 года Указом Петра I данный орган был создан в целях уничтожения зла, взяточничества и беззакония. Именно в этот день мы отмечаем важный профессиональный праздник – День работника прокуратуры.

На сегодняшний день прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов РФ.

Главным образом деятельность и статус прокурора регулируются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992. Немаловажное значение также имеют приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора.

Прокурорский надзор многогранен. Исходя из ст.ст. 1, 21 вышеупомянутого федерального закона, предметом надзора является исполнение законов органами публичной власти и организациями. Учитывая, что Конституция является основным правовым актом, закономерно, что прокурор осуществляет надзор, в первую очередь, за ее соблюдением.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией именно Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генпрокурора и его заместителей. Кроме того, Президент самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ.

Как видим, защита непоколебимых основ Конституции возложена на прокуратуру законом и более того является ее первоочередной задачей.

Кратко рассмотрев нормативную часть вопроса, перейдем непосредственно к практической стороне деятельности органов прокуратуры.

18 апреля 2018 года Генеральный прокурор Чайка Ю.Я. представил на заседание Совета Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в России за 2017.

Рассмотрим конкретную выдержку из доклада: «За год 100 тыс. виновных за указанные и иные нарушения привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, по нашим материалам возбуждено свыше 1 тыс. уголовных дел». Смотрим далее: «По результатам принятых мер прокурорского реагирования более полумиллиону работников выплачено 26 млрд. руб. задолженности по зарплате». Такая статистика, безусловно, впечатляет и позволяет с уверенностью сделать вывод об эффективности прокурорского надзора.

Вместе с тем не стоит забывать, что на прокурора возложена обязанность по обеспечению интересов государства.

Так, ст. 15 Конституции гласит, что законы и иные правовые акты, не должны ей противоречить.

Для оценки данной функции прокурора рассмотрим деятельность родной прокуратуры Красноярского края. Относительно недавно сотрудниками прокуратуры края под председательством прокурора края Савчина М.М. подведены итоги работы органа в первом полугодии 2018 года. Согласно представленной информации, лишь за этот период, работниками прокуратуры оспорено более 3,4 тысяч противоречащих закону  краевых и муниципальных правовых актов. Кроме того, предотвращено принятие свыше 50 краевых и тысячи муниципальных нормативных актов.

Исходя из этого можно сделать обоснованный вывод о том, что прокуратура играет ведущую роль в защите, как конституционных прав человека, так и интересов общества и государства.

Вот уже на протяжении года я являюсь общественным помощником прокурора Железнодорожного района. На личном опыте Я осознал, какой огромный вклад для нашего общества вносит прокуратура.

В качестве яркого примера из собственной практики хочу привести недавний резонансный случай, когда в результате преступных действий застройщика более одной тысячи участников долевого строительства остались без жилых помещений, претерпев внушительный материальный ущерб. Помимо этого, от противоправного поведения руководства организации пострадало немалое количество ее работников, которым за длительный период не выплачена заработная плата.

Поскольку местом нахождения организации являлась территория Железнодорожного района г. Красноярска, проверку исполнения трудового законодательства проводила наша прокуратура. По указанию руководства  мне необходимо было оказать содействие помощнику прокурора.

Предстояла объемная работа, но я был готов бросить на нее все силы и полностью отдать себя этому делу. Запомнились слова заместителя прокурора о том, что людям нужно помочь, нужно защитить их права.

В результате проверки, в целях применения мер прокурорского реагирования, мною подготовлено 60 заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по заработной плате работника.

Сколько бумаги было использовано, сколько помощников прокурора осталось без скрепок, но чего только не сделаешь ради граждан. Хочу сказать, что я несказанно рад быть частью этой системы и внести свой, хоть и небольшой, но определенно полезный вклад для защиты прав работников.

В заключение, прямо отвечу на поставленный вопрос: «Является ли прокурор гарантом Конституции?» – однозначно да. Если для подтверждения вывода приведенных выше примеров недостаточно, то следует помнить, что это далеко не все, что делает прокуратура для нашего общества.

- Хорошо-хорошо, убедил!  - сказал Он, добавив, – ты обязательно станешь хорошим прокурором!

Формирование материалов для направления судье. На кадре также имеется Конституция Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

             Дмитрий Воробьёв

 

2 место:

Конституция - основной Закон государства

 

Предшествующие Конституции [...] в основном это были политико-декларативные документы. Такого рода документы были, несомненно, нужны в восемнадцатом и двадцать четвертом году, когда конституировалось наше государство. Но вот Конституции 1936 и 1977 годов... Их декларативный характер же стал во многом фарсом, извините, в какой-то степени ложью. Я думаю, что мы должны создать первую настоящую, юридическую Конституцию, которая бы в сжатых, четких, может быть в афористичных формулах закрепила существование нашего государства как свободного, которая бы закрепила свободное и безопасное существование каждого человека.

С.С. Алексеев, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор, один из авторов Конституции Российской Федерации.

 

Именно эти слова о необходимости создания «настоящей, юридической Конституции» произнёс выдающийся ученый в зале съезда народных депутатов СССР во время формирования Комитета конституционного надзора.

Действительно, Конституция 1993 года, это уже пятый высший юридический нормативный акт государства. Это свидетельствует о том, что Россия прошла сложный исторический путь, потому что принятие документа такого уровня означает существенное изменение жизни общества, разделяет социальную и правовую жизнь государства на до и после.

Конституция - это не просто документ, это основной закон, который определяет положение людей в обществе, их взаимоотношения с властью, определяет права, которые имеют граждане, их обязанности. Она является не только основой права, но и основой жизни людей.

В отсутствие основного закона или при несоответствии его положений существующей реальности, в обществе царят безвластие, хаос, паралич государственных систем. То есть, страна может попасть в такой кризис, из которого может и не выбраться. Иными словами, Конституция - это основа политической и социальной стабильности.

В 1993 году всенародным голосованием был закреплен новый вектор развития страны, сделан выбор в сторону ценностей демократического государства, прав и свобод граждан. Страну было необходимо направить в нужное правовое русло и народ России хотел жить по закону. Дискуссия о верховенстве права в обществе предполагала провозглашение основных принципов Конституции, которые являются тем стержнем, который во многом определяет развитие государства и существенно влияет на жизнь каждого гражданина.

Воплощение основополагающих принципов и организационных положений в рамках одного нормативного акта, с учётом напряженной политической обстановки того времени, позволяют отдать должное конструкторскому таланту, смелости и логике её авторов. Это подтверждает тот факт, что на сегодняшний момент было внесены всего четыре поправки в основной Закон. Однако, и они не носили фундаментальный характер и не затрагивали основы конституционного строя, а также права и свободы граждан.

В свою очередь, именно содержание основополагающих принципов права, наряду с нормами-целями и нормами-задачами относят Конституцию к главному нормативному акту государства. В дополнение к главенствующей роли          Конституции следует добавить возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства. Так, согласно уголовному и уголовно-процессуальному кодексу они основываются на Конституции Российской Федерации. Гражданский процессуальный кодекс, в свою очередь, устанавливает правило, согласно которому если нормативный акт не соответствует нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, следует применять нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Подобные положения можно найти во многих других федеральных законах.

Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации является основополагающим российским нормативным правовым актом, вершиной правовой системы, документом, содержащим фундаментальные принципы и нормы права, имеющим высшую юридическую силу.

Кроме того, в общественной сфере Конституция имеет не меньшую значимость, чем в политической. Для граждан важно, какие права и свободы гарантирует им Конституция и какой механизм защиты предусмотрен в случаях их нарушения. Многие граждане столкнувшись с произволом властных органов, перестают верить в провозглашенный принцип - "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Другие, оспаривая незаконные нормативные акты и требуя признания действий органов и должностных лиц неправомерными, защищают свои права и помогают предотвратить нарушения конституционных прав граждан.

Органом, посредством которого защищаются конституционные права граждан, обеспечивающие равенство всех перед законом и судом, выступает прокуратура Российской Федерации, являющаяся неотъемлемой частью государственного аппарата. Начиная с момента принятия Конституции, прокуратура играет ключевую роль в соблюдении норм конституционной законности, а пределы прокурорского надзора охватывают весь комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ. Значительное количество обращений граждан в органы прокуратуры касается таких закрепленных конституционных прав, как трудовые, пенсионные, жилищные, миграционные, право на здравоохранение, на благоприятную окружающую среду, соблюдение интересов несовершеннолетних, престарелых и инвалидов. Именно поэтому можно утверждать, что деятельность прокуратуры носит комплексный и универсальный характер.

Другой актуальной сферой деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства, а также защита граждан от незаконного уголовного преследования и несоблюдения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве следствия и дознания. Очень важно и то, что прокурорская защита людей, права которых нарушены, осуществляется достаточно оперативно и бесплатно. При этом, положения Конституции являются не только формальным обоснованием законных требований прокурора, но и их главной целью.

Поскольку общество неразрывно связано с государством, без всякого сомнения трудно недооценить роль прокуратуры в рамках этих отношений. Ведь на ранних этапах становления государства отсутствовало политико-правовое осознание единой страны. Так, именно сотрудники органов прокуратуры, инициируя внесение изменений в нормативные правовые акты субъектов, являлись одним из ключевых звеньев механизма формирования единого конституционного правового пространства и обеспечения целостности современной России.

Помимо этого, органы прокуратуры отстаивают и интересы государства, устраняя нарушения закона в области охраны окружающей среды, градостроительства и землепользования, налогообложения, принимают меры к возмещению ущерба, причиненного в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств. В этом отношении обособленность прокуратуры от трех классических ветвей власти предоставляет возможность быть самостоятельным и независимым органом.

Подводя итог, можно утверждать, что Конституция - это основной правовой документ, к соблюдению принципов которого нужно стремиться. Для истории, 25 лет её существования - это небольшой срок, однако для акта высшей юридической силы, это возраст вполне солидный.  Ведь именно дух и буква Конституции позволили стране выстоять в условиях кризиса, предопределяя развитие общества и государства в прошлом и существенно влияя на жизнь каждого гражданина в настоящем.

Необходимо с детства воспитывать поколения в духе уважения к закону, давать конкретные знания о правах и обязанностях, ценностях правового государства, говорить о ключевой роли прав человека. Несомненно, органы прокуратуры имеют наибольший потенциал для реализации этих важнейших конституционных положений.

Список использованных источников:

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. N 9.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 45, ст. 6829.
  3. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М., 2000.
  4. Деменева А.В., Бурков А.Л., Конституция России - 10 лет применения // Сборник судебных решений, посвященный 10-летию Конституции РФ и ОО «Сутяжник». Екатеринбург, 2004 год.
  5. С. Мальфанов. 20 лет Конституции - что дальше? // Новая адвокатская газета, N 1, январь 2014 г.
  6. Интервью Председателя Конституционного суда России Валерия Зорькина "Российской газете". "Российская газета" N7689 от 9 октября
    2018 г. // https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html
  7. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки "Российской газете" "Российская газета" N6256 от 12 декабря 2013 г. // https://genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-85887/
  8. Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. на II Научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации, прошедшей 26 сентября 2013 г. // https://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-84902/
  9. Стенографический отчет первого съезда народных депутатов СССР. Часть седьмая. // http://www.fedy-diary.ru/?p=3347

 

                                                                                                 Дмитрий Костенко

 

 

3 место:

Прокурор - гарант Конституции РФ

Принятие почти четверть века назад Конституции РФ, стало ключевым событием в новейшей истории России, во многом предопределившим прогрессивное развитие государства в целом.

В Конституции РФ 1993 года впервые в истории страны был закреплен принцип верховенства основного закона. В статье 15 Конституции РФ установлено, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Конституция РФ является ядром правовой системы России. Принципы и положения основного закона играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России.

«Фундамент» конституционного строя в большей степени зависит от соблюдения положений основного закона. Но к сожалению, как и в любом другом государстве, в Российской Федерации есть отдельные люди или организации, цели или деятельность которых, создает угрозу для конституции и конституционного строя в целом. Данная угроза, в том числе исходит от несоответствующих основному закону нормативно-правовых актов, от превышения полномочий или злоупотребления ими со стороны должностных лиц и органов государственной власти. Нарушение основных положений Конституции РФ опасны тем, что разрушают основы государственности и веру людей в незыблемость основного закона. Поэтому любое правовое государство, обязано в полном объеме, обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых посягательств.

В части 2 статьи 15 Конституции РФ указано, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Основной закон Российской Федерации имеет особую охрану, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. На протяжении всего периода существования основного закона, защита прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, являлось и является основным приоритетом в деятельности органов прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, осуществляет от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ, использует в полном объеме предоставленные полномочия в целях реального воплощения в жизнь провозглашенных основным законом принципов, обеспечивая гарантированные права и свободы.

Обеспечивая соблюдение конституционной законности и выполняя правоохранительную функцию, органы прокуратуры ставят приоритетами и акцентируют особое внимание на защите закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, защите прав несовершеннолетних, соблюдение законодательства о правах ветеранов, инвалидов, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. Данные направления актуальны не только для отдельных субъектов Российской Федерации, но и для государства в целом.

Так согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Подпунктом 7.2 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 указано, что прокурорам при проверках исполнения работодателями трудового законодательства необходимо анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, при этом особое внимание уделять организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства. При выявлении нарушений трудового законодательства прокурорами в отношении руководителей организаций принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на повышение ответственности руководителей предприятий при несоблюдение трудовых прав граждан, которые закреплены в Конституции РФ. К числу часто выявляемых нарушений трудовых прав работников можно отнести: установление заработной платы менее МРОТ; нарушение сроков выплаты начисленной заработной платы и другое. Благодаря деятельности прокуроров за первую половину 2018 года было выявлено 273 410 нарушений закона на всей территории Российской Федерации. На территории Советского района  г. Красноярска за этот же период, было выявлено 320 нарушений трудового законодательства, 133 гражданам была оказана защита их основополагающих прав, закрепленных в Конституции РФ.

Органы прокуратуры РФ в своей повседневной деятельности по организации надзора отдают приоритетное значение надзору за соблюдением прав несовершеннолетних, обеспечение интересов и их благосостояния. Так в статье 38 Конституции РФ закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Руководствуясь приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» органы прокуратуры осуществляют постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращают особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей. Прокуроры, используя предоставленные им полномочия, решительно пресекают факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях. При наличии оснований прокуроры инициируют проведение проверки в рамках уголовно­-процессуального законодательства. Так в рамках данной надзорной деятельности прокурорами за первую половину 2018 года было выявлено 414 617 нарушений закона на всей территории Российской Федерации. На территории Советского района г. Красноярска за этот же период, было выявлено 432 нарушения закона, 46 гражданам была оказана защита их прав.

Другим не менее важным направлением деятельности органов прокуратуры, связанным с соблюдением конституционных прав, является надзор за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. В числе приоритетных направлений деятельности прокуратуры остается поддержание соблюдения законных интересов потерпевших от преступлений. Так, согласно статье 52 Конституции РФ,  «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Исходя из этого, потерпевший наделяется широким комплексом прав, связанных с участием в доказывании в стадии предварительного расследования, с ознакомлением с материалами уголовного дела, заявления ходатайств, обжалования действий и решений органов предварительного расследования и суда. Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» на всех стадиях уголовного судопроизводства прокурорам необходимо обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законности, безотлагательно принимать меры, направленные на восстановление нарушенных прав, привлекать к ответственности виновных. В рамках надзора за законностью действий и решений органов следствия и дознания прокуроры уделяют особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших, выявляют нарушения закона, в частности, препятствующих доступу к правосудию постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановления или прекращения уголовного дела. Так в рамках надзора за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства за первую половину 2018 года органами прокуратуры РФ было отменено незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, и решений о приостановлении и прекращении расследования, в количестве, указанном в приведенной ниже Таблице №1.

В данном эссе была продемонстрирована деятельность прокуроров на поднадзорной территории (сфере), связанной с проведением анализа состояния законности и правопорядка. Данные показатели свидетельствуют об эффективности проделанной работы, в том числе о том насколько справляются органы прокуратуры с поддержанием реального воплощения в жизнь провозглашенных Конституцией РФ принципов, основных права и свободы человека и гражданина. В данной работе были приведены статистические данные за первое полугодие 2018 года, об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, органов прокуратуры на территории Красноярского края и прокуратуры Советского района г. Красноярска, в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина (Схема №1; Таблица №2), а также других направлений деятельности прокуратуры.

Из вышеуказанного можно сделать следующий вывод, что прокуроры всячески способствуют соблюдению основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, выявляют, пресекают и предупреждают их нарушения. Данная деятельность очень важна для государства, и приведенные показатели об этом наглядно свидетельствуют.

Показатель эффективной деятельность прокуратуры любого уровня в первую очередь зависит от ее кадрового состава. Каждый прокурорский работник, так и лицо, готовящееся к поступлению на службу в органы прокуратуры, должно обладать высоким уровнем правосознания, всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, понимать насколько важным является реальное воплощение положений Конституции РФ, защита прав и основных свобод человека и гражданина. Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, непримиримо бороться с любым нарушением положений основного закона, кем бы они ни совершались, своевременно принимать эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добиваться устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав.

Лицо, поступая на службу в органы прокуратуры и впервые назначаемое на должность прокурора, принимает на себя огромную ответственность, о чем в торжественной обстановке клянется принося присягу следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления...». Данная присяга не просто набор слов - это сущность службы в органах прокуратуры, её дух.

 

                                                                                                                                Никита Плоских

 

 

другие новости