О результатах надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов в 1 полугодии 2018 года

12.07.2018 16:36:03

Органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за законностью нормативных правовых актов.

В целях приведения в соответствие с нормами федерального и краевого законодательства в 1 полугодии 2018 года горрайпрокурорами оспорено более 3,4 тыс. муниципальных нормативных правовых актов.

Принятые меры способствовали устранению нарушений закона в различных сферах правового регулирования.

Благодаря надлежащему взаимодействию с органами местного самоуправления и своевременному принятию мер реагирования прокурорами Балахтинского, Бирилюсского, Дзержинского, Иланского, Козульского, Краснотуранского, Курагинского,  Манского, Партизанского, Тюхтетского, Ужурского районов, Боготольским, Минусинским, Рыбинским межрайонными прокурорами уставы практически всех поднадзорных муниципальных образований приведены в соответствие с Федеральными законами от 05.12.2017 № 392-ФЗ, от 29.12.2017 № 463-ФЗ, от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 18.04.2018
№ 83-ФЗ, внесшими изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Повсеместно прокуроры реагировали на незаконные нормативные правовые акты в сфере бюджетного законодательства.

Основанием для оспаривания прокурором Курагинского района 19 положений о бюджетном процессе, утвержденных представительными органами муниципальных образований, послужили изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2017 № 178-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2018, в статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части порядка формирования муниципального задания.

В целях защиты прав налогоплательщиков Ачинским и Канским межрайонными прокурорами принесено 17 протестов на отдельные нормы решений представительных органов об установлении и введении в действие земельного налога. Указанные нормативные правовые акты вступили в противоречие с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, уточнившего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Органами местного самоуправления допускались нарушения законодательства при регламентации правоотношений в сферах градостроительства, землепользования и застройки территорий.

Так, с учетом вступления в силу с 29.12.2017 Федерального закона
от 29.12.2017 № 455-ФЗ, внесшего изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части порядка учета мнения граждан по вопросам градостроительной деятельности, повсеместно прокурорами приняты меры, направленные на корректировку уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения публичных слушаний в муниципальных образованиях.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 252-ФЗ с 01.01.2018 часть 3
статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 13, согласно которому для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителю необходимо предоставить подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны.

Приведены в соответствие с указанными изменениями соответствующие административные регламенты, оспоренные прокурорами г. Красноярска, Ужурского и Тюхтетского районов.

Проверкой нормативных правовых актов в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности выявлялись акты, ограничивающие права хозяйствующих субъектов, в том числе при осуществлении муниципального контроля.

В связи с вступлением в силу с 11.01.2018 Федерального закона
от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прокурорами Идринского, Курагинского, Мотыгинского, Туруханского, Тюхтетского районов и др. принесены протесты на административные регламенты исполнения муниципальной функции по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории сельсоветов.

Так, основанием для принятия мер реагирования послужили изменения, внесенные Законом края от 19.12.2017 № 4-1268 в статью 11 Закона края
от 05.12.2013 № 5-1912 «О порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля и регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления», требующие наличия в административном регламенте исчерпывающего переченя документов и (или) информации, запрашиваемых органом контроля.

Всего, прокурорами оспорены свыше 300 административных регламентов осуществления муниципального контроля на территории муниципальных образований, противоречащие указанным изменениям федерального и краевого законодательства.

Прокурорами выявлялись не приведенные в соответствие с законодательством нормативные правовые акты о муниципальной службе.

Так, Минусинским межрайонным прокурором, прокурором г. Красноярска опротестованы положения о муниципальной службе, не учитывающие нововведений Закона края от 22.02.2018 № 5-1410 «О внесении изменений в Закон края «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» и в Закон края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» в части квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должностей муниципальной службы.

В связи с принятием Закона края от 19.12.2017 № 4-1264 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должностей главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений» прокурорами Балахтинского, Краснотуранского, Туруханского районов, Шарыповским межрайонным прокурором оспаривались нормативные правовые акты, регулирующие порядок размещения на официальном сайте муниципального образования сведений о доходах и расходах главы муниципального образования, выборных должностных лиц и муниципальных служащих.

Выявлялись незаконные нормативные правовые акты и в иных сферах правового регулирования.

Например, в Сагайском сельсовете по протесту прокурора Каратузского района отменено Положение о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема в администрации муниципального образования, противоречащее статьям 7, 10, 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в редакции вступившего в силу с 08.12.2017 Федерального закона от 27.11.2017
№ 355-ФЗ, усовершенствовавшего порядок рассмотрения обращений граждан.

Введение Федеральным законом от 18.04.2018 № 83-ФЗ в Федеральный закон № 131-ФЗ статьи 27.1, устанавливающей правовой статус старосты сельского населенного пункта, определяющей порядок назначения старост, основания прекращения их полномочий, требования к лицу, назначаемому старостой, явились основанием для оспаривания прокурорами Балахтинского, Бирилюсского, Саянского районов положения о старостах.

По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования оспоренные нормативные правовые акты приведены в соответствие с действующим законодательством.

Работа в данном направлении продолжается.

 

другие новости