"Бюджетная река. Где берега?!" - правовой комментарий прокурора Красноярского края Савчина М.М. журналу "Сибирское купечество" №1 (46) 2016 год

30.08.2016 16:06:01

Прокуратурой Красноярского края во взаимодей­ствии со Счетной палатой края проведена плановая проверка исполнения законодательства при формиро­вании бюджетов и расходовании бюджетных средств.

Необходимость проверки была обусловлена экономическим кризи­сом, дефицитом краевого бюджета, увеличением государственного долга края до 92 млрд рублей, а также не­полнотой исполнения обязательств перед гражданами. Только на про­тяжении последних двух лет на об­служивание государственного долга было израсходовано более 10 млрд рублей.

При этом неисполненными оста­ются свыше 2 тысяч судебных реше­ний на сумму около 3,5 млрд рублей о возложении на бюджетополучате­лей обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, ликвида­ции несанкционированных свалок и другим вопросам. Однако финан­сирование расходов на исполнение судебных актов предусматривается в бюджетах по остаточному принципу.

Проверкой установлено, что де­ятельность органов местного само­управления не в полной мере отве­чает приоритетам, обозначенным в Бюджетных посланиях и поручениях Президента Российской федерации, отмечается отсутствие заинтересо­ванности местных администраций в изыскании дополнительных резервов для пополнения бюджетов.

Правомерное и эффективное освоение бюджетных средств во мно­гом зависит от обеспечения органами власти и местного самоуправления законности принимаемых правовых актов на территории края. Вместе с тем, только в ходе настоящей про­верки прокурорами опротестовано порядка 500 нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с бюджетным, налоговым, земель­ным законодательством, а также за­конодательством о собственности. Наибольшее количество нарушений допущено органами местного само­управления при принятии решений о бюджете, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, порядке предоставления бюджетных креди­тов, регулировании налогов и сборов.

Органами исполнительной вла­сти края и местного самоуправления не в полной мере реализуются полно­мочия, направленные на обеспечение эффективного функционирования бюджетного процесса в регионе и му­ниципалитетах. Не всегда исполняют­ся запланированные мероприятия по росту доходов и оптимизации бюд­жетных расходов.

Прокурорская проверка показа­ла, что значительные потери бюдже­тов связаны с наличием пустующих

нежилых помещений и земельных участков, а также допускаемыми орга­нами местного самоуправления мас­совыми нарушениями при распоря­жении муниципальным имуществом и землями, начислении арендной платы и взыскании по ней задолженности. Администрации муниципальных об­разований зачастую не обладают ак­туальными сведениями о правообла­дателях объектов недвижимого иму­щества, земельных участков, количе­стве действующих договоров аренды.

Выявлены нарушения при вы­делении и освоении бюджетных средств, факты их присвоения, рас­траты, нецелевого и неэффективного использования. Несмотря на повсе­местную дотационность и дефицит местных бюджетов, десятки миллио­нов рублей тратятся на приобретение органами местного самоуправления за счет бюджетных средств дорого­стоящих товаров, планшетов, цветов, сувенирной продукции, оплату пере­летов служащих бизнес-классом, об­служивание в вип-залах аэропортов.

К примеру, прокуратурой г. Красноярска установлено, что по со­стоянию на 1 февраля текущего года муниципалитетом не были оплачены 745 контрактов на сумму более 800 млн рублей, неисполненными остава­лись обязательства на сумму свыше 120 млн рублей по искам контроль­но-надзорных органов об устранении нарушений пожарного, санитарно- эпидемиологического и иного зако­нодательства. За последние полтора года городской бюджет понес потери в размере около 2 млн рублей в связи со взысканием автовладельцами убытков, причиненных автомобилям в результате некачественного дорож­ного покрытия дорог в г. Красноярске.

Вместе с тем, в условиях дефи­цитного бюджета, общие команди­ровочные расходы должностных лиц администрации города в 2015 г. и первом квартале текущего года соста­вили более 5,5 млн рублей. При этом только на 16 поездок в города Испа­нии, Японии,Китая, Словакии и Кореи было израсходовано 1 млн 800 тыс. рублей бюджетных средств, включая перелеты эконом- и бизнес-классом, проживание в номерах гостиниц по­вышенной комфортности. В связи с необходимостью оптимизации бюд­жетных расходов в апреле 2016 года прокурором г. Красноярска главе го­рода внесено представление.

Минусинской межрайонной про­куратурой вскрыты факты неэффек­тивного расходования около 22 млн рублей, выделенных на расширение детского сада в с. Селиваниха. Не­смотря на заключение санитарно- эпидемиологической экспертизы, установившей превышение в почве предельно допустимой концентрации свинца в 1,5 раза и цинка в 3 раза, администрация района за 5,4 млн ру­блей приобрела земельный участок и расположенные на нем сооружения. На проведение работ по ремонту, ос­нащению здания и благоустройству территории израсходовано 16 млн рублей.

Учитывая, что эксплуатация объ­екта по назначению невозможна, в марте 2016 г. межрайонная прокура­тура в адрес исполняющего обязан­ности главы района внесла представ­ление. В результате прокурорского вмешательства администрация при­няла меры к устранению нарушений, проведена рекультивация земельного участка. Проводится анализ проб зем­ли на пригодность для использования по целевому назначению.

Прокуратура г. Красноярска установила факты хищения бюджет­ных средств при проведении ремон­та школы № 72. Ущерб, причиненный некачественно выполненными, при­нятыми и оплаченными работами, составил 3,7 млн рублей. По резуль­татам рассмотрения прокурорского представления заключен контракт на завершение ремонта школы, в от­ношении недобросовестных подряд­чиков возобновлена претензионная работа, возбуждено и расследуется уголовное дело.

Во многом эффективность ис­пользования бюджетных средств за­висит от соблюдения заказчиками законодательства о контрактной си­стеме в сфере закупок. Ежегодно на территории края заказчиками всех уровней проводится порядка 45 тыс. торгов и запросов котировок, заклю­чается около 20 тыс. контрактов с единственными поставщиками.

В то же время анализ практики надзора свидетельствует о том, что

распространенными продолжают оставаться нарушения, связанные с ограничением конкуренции, заключе­нием контрактов без проведения тор­гов, незаконным изменением суще­ственных условий контрактов, нали­чием между заказчиком и участником закупки конфликта интересов, несо­блюдением сроков оплаты контракт­ных обязательств, несвоевременным размещением в сети Интернет обяза­тельной информации.

Всего по результатам настоящей проверки органами прокуратуры края выявлено более 7 тыс. нарушений за­конодательства при формировании бюджетов и расходовании бюджет­ных средств. В целях их устранения внесено около 1 тыс. представлений. В отношении виновных лиц возбуж­дено 240 дел об административных правонарушениях, в суд заявлено 70 исков. В органы предварительного расследования направлено 65 мате­риалов прокурорских проверок, в том числе 56 - по фактам хищения бюджетных средств. По результатам их рассмотрения уже возбуждено 33 уголовных дела.

Результаты проверки обсуждены на расширенном заседании колле­гии прокуратуры края, фактическое устранение выявленных нарушений закона поставлено прокуратурой края на контроль.

По материалам прокуратуры Красноярского края

 

 

другие новости