Справочная информация

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
krpro@krasinter.ru

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Ограничение режима потребления электрической энергии для обеспечения тепловой энергией социально-значимых объектов (больницы, школы, население и т.д.) является незаконным

04.10.2018 17:35:38

Действия энергоснабжающей организации по введению  ограничения режима потребления электрической энергии для обеспечения  тепловой энергией социально-значимых объектов (больницы, школы, население и т.д.) являются незаконными. 

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Часть 1 ст. 38 Федерального закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» содержит запрет ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии.

Таким образом, статья 38 вышеуказанного Федерального закона гарантирует обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан при энергоснабжении в виде запрета на ограничение режима потребления неплательщика в случае, если такое ограничение приведет к отключению иных потребителей.

В силу ч. 7 ст. 38 Федерального закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии, в числе прочего  обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

Постановлением Правительства РФ от 4.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила).

Согласно п. 21 Правил  в случае введения полного ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемом инициатором введения ограничения исполнителю (субисполнителю), а если указанное ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - с даты, следующей за датой, в которую исполнителем (субисполнителем) получено от потребителя уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления, до даты прекращения процедуры введения ограничения режима потребления или возобновления подачи электрической энергии, осуществляемых в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил:

исполнение обязательств гарантирующего поставщика, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) приостанавливается;

потребление электрической энергии является бездоговорным потреблением и влечет последствия бездоговорного потребления, указанные в Основных положениях;

потребление электрической энергии не может быть квалифицировано как потребление в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) по правилам пункта третьего статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из этого следует, что исполнение обязательств гарантирующего поставщика и поставка электрической энергии с ограничением режима потребления электрической энергии, которое может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не допускается до получения от потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действие (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

Таким образом, указанными нормами закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения прав на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Из анализа приведенных норм следует, что в отношении граждан, добросовестно производящих платежи, невозможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи коммунальных ресурсов из-за наличия долга между организациями, состоящими в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды. Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд отопления, горячего водоснабжения и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения отоплением, горячим водоснабжением, надлежащего качества граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, что создает неблагоприятные для них последствия.

Кроме того, ограничение поставки электроэнергии  на вышеуказанные котельные создаёт угрозу срыва отопительного сезона, а также влечет угрозу жизни и здоровью людей, создает предпосылки для неблагоприятных экономических, экологических, социальных последствий.

Ст. 45 ГПК  РФ  предоставляет  прокурору  право  обратиться  в  суд   с  заявлением  в  интересах   неопределенного  круга  лиц, не  ограничивая   это  право какими-либо  категориями  дел.

В  соответствии со ст. 212 ГПК РФ  суд может   по  просьбе     истца  обратить к  немедленному   исполнению  решение,  если  вследствие  особых  обстоятельств  замедление   его исполнения   может  привести   к  значительному  ущербу   для  взыскателя  или  исполнение   может оказаться   невозможным. 

другие новости